А.С.КАМЕНЕВ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Контрольные задания (вопросы).
Выполнение контрольных заданий предусматривает четкий и конкретный ответ на поставленные вопросы. Объем контрольной работы  ограничен двумя-тремя страницами с указанием использованного источника. Количество источников не оговаривается.
1. В чем состоит проблема «двух культур»? Дать философское
обоснование и привести примеры из истории науки. Возможен ли синтез
естественнонаучного и гуманитарного мышления, продуктивен ли он для
науки?
2. Дать характеристику основных принципов научного способа по-
знания. Соотнести науку с прочими отраслями культуры. Рассмотреть
мифологические корни становления и развития человеческого познания
мира.
3. Что такое катализ и автокатализ? Пояснить примерами. Какова
роль этих процессов в химической технологии и живой природе? Дать
краткую характеристику теории гиперцикла Эйгена.
4. Что такое химическая реакция? Дать общую характеристику
химическим процессам. Привести примеры простейших реакций (напр.
горения).
5. Что такое трофические и энергетические цепочки? Охарактери-
зовать автотрофные и гетеротрофные организмы. Привести примеры
трофических цепей в устойчивой экосистеме. В чем причина кризисов в
экосистеме?
6. Охарактеризовать понятие системы системности. Дать краткий
исторический очерк развития этого понятия в науке. В чем состоит со-
временный принцип системности и эволюционности?
7. Что такое динамическая система, в чем причина «обратимости
времени» в динамических системах? Привести примеры динамических
систем.
8. Что такое стохастическая система, в чем причина необратимо-
сти времени в таких системах? Привести примеры стохастических сис-
тем.
9. Что такое парадигма? Что такое научное сообщество и нормаль-
ная наука? Охарактеризовать ход научных революций как процесс смены
парадигм. Дать примеры из истории науки. Насколько универсален этот
подход?
10. Что такое биосфера как система? Дать основные характеристики
элементов этой системы. Рассмотреть какой-либо реальный пример эко-
системы.
11. Как понимать утверждение Галилея о том, что книга природы
написана языком математики? Насколько оно правомерно. Привести
примеры успехов и ошибок при математическом моделировании природ-
ных явлений.
12. Что такое экологический кризис? Охарактеризовать экологиче-
ский кризис на современном этапе эволюции биосферы. Возможно ли
бескризисное сосуществование системы «человек-природа»? Обосновать
ответ.
13. В чем состоит принцип неопределенности Гейзенберга? Рас-
смотреть пример движения электрона. Имеет ли он применение в области
макромира? Рассмотреть на примере траектории полета пули.
14. Что такое химический элемент? Охарактеризовать периодиче-
ский закон изменения свойств элементов. В чем состоит понятие изото-
пов? Привести примеры изотопов некоторых химических элементов.
15. Разъяснить понятия корпускулярности и континуальности. При-
вести примеры соответствующих объектов. Есть ли основания отдавать
предпочтение какой-либо из этих концепций описания природы?
16. Что такое квант? История возникновения этого понятия. Объяс-
нить понятие кванта при помощи постулатов Бора на модели атома. Что
такое спектр испускания и спектр поглощения? Как это используется в
науке?
17. Что такое корпускулярно-волновой дуализм? Объяснить на
примере электрона и фотона. Привести пример использования волновых
свойств электрона в технике. В какой мере это явление свойственно мак-
ромиру?
18. В чем состоит закон всемирного тяготения? Какова его роль в
классической науке? Объяснить физический смысл входящих в него сим-
волов.
19. Что такое размерность пространства? Сформулировать основ-
ные постулаты геометрии Евклида. Каковы физические следствия, выте-
кающие из крупномасштабной трехмерности пространства?
20. В чем состоит новизна неевклидовой геометрии Лобачевского,
Больяи и Римана? Есть ли примеры такой геометрии в реальности? Как
трактуется сила гравитации в общей теории относительности?
21. В чем состоит принцип верификации и фальсификации? Чем от-
личается высказывание научное от ненаучного? Имеют ли ценность не-
научные (т.е. метафизические) высказывания для науки?
22. Что такое паранаука и её отличия от науки. Какова роль и место
паранауки в процессе познания? Охарактеризовать паранауку с систем-
ной точки зрения. Привести примеры паранормальной науки.
23. Охарактеризовать геоцентрическую систему мира К.Птолемея.
Почему она просуществовала от античности до XVI века? Был ли в ней
элемент научного или она находится абсолютно за пределами науки?
24. Изобразить современную модель Солнечной системы. Дать
краткий исторический очерк состояния этой проблемы в эпоху револю-
ции Коперника. Сформулировать законы Кеплера.
25. В чем состоит принцип дополнительности Н.Бора? Каковы его
физические истоки, эпистемологические причины и в чем его современ-
ное общенаучное значение?
26. Что такое фотоэлектрический эффект? Можно ли объяснить его
в рамках классической науки? Как его объяснил Эйнштейн, исходя из
квантовомеханических представлений?
27. Как трактуются понятия пространства и времени в механике
Ньютона и в специальной теории относительности Эйнштейна? Записать
формулы для расстояний, массы и временных интервалов в теории отно-
сительности.
28. Что такое первая, вторая и третья космические скорости? Дать
физическое толкование и привести численные значения. Как Циолков-
ский решил проблему преодоления силы земного притяжения?
29. Что такое элементарные частицы? Привести некоторые приме-
ры. Каковы современные представления об элементарности? Рассмотреть
соотношение части и целого на уровне микромира.
30. Что такое взаимодействие материальных объектов? Охарактери-
зовать концепции близкодействия и дальнодействия. Перечислить и оха-
рактеризовать фундаментальные взаимодействия материальных объектов.
31. В чем состоит понятие силового поля? История возникновения
этого понятия. Квантовый характер электромагнитного поля. Что являет-
ся переносчиком электромагнитного взаимодействия?
32. На каких основаниях строится иерархия структурных уровней
организации материи? Привести пространственные, временные и массо-
вые параметры наиболее характерных объектов трех уровней организа-
ции.
33. Разъяснить понятие частицы и античастицы. Кратко очертить
историю этой проблемы и привести соответствующие примеры пары
«частица-античастица». Что такое антивещество, есть ли оно во Вселен-
ной?
34. Что такое волновая функция Шредингера? Какие параметры
объектов микромира она характеризует? Рассмотреть концепцию вероят-
ностного характера процессов в микромире и дать философскую оценку.
35. Описать иерархию биологических уровней организации приро-
ды. Что такое клетка и какова её структура? Кто такие прокариоты и эу-
кариоты? Какие организмы населяли первичную биосферу Земли?
36. Что такое ионизирующее излучение. Рассмотреть рентгеновские
лучи, гамма-фотоны, альфа-частицы, бета-частицы? Дать им краткую фи-
зическую характеристику и указать источники происхождения.
37. В чем состоит принцип сохранения массы-энергии? Какова его
роль в естествознании? Записать и объяснить формулу Эйнштейна, свя-
зывающую массу с энергией. Привести пример продуктивности закона
сохранения энергии в дискуссии вокруг бета-распада.
38. Как выглядит современная модель атома и атомного ядра? При-
вести пример атомов водорода и гелия. Охарактеризовать протон, ней-
трон и электрон. Дать краткий исторический очерк их открытия.
39. В чем состоит процесс деления атомного ядра? Что такое спон-
танное и вынужденное деление? Изобразить схему деления ядра урана.
40. Что такое радиоактивный распад, каковы его закономерности?
Каков физический смысл параметров, входящих в закон радиоактивного
распада? Привести какой-либо пример распада радиоактивного вещества.
41. В чем состоят опыты Менделя по изучению наследственности?
Каковы основные результаты, полученные Менделем? Подтверждены они
современной генетикой или опровергнуты?
42. Что такое мутация? Как она происходит и какова её роль в эво-
люции видов живых организмов? Рассмотреть соотношение закономер-
ного и случайного в этом процессе.
43. В чем состоит процесс аннигиляции и образования пары «час-
тица-античастица»? Привести конкретный пример. Пользуясь формулой
Эйнштейна (связь массы с энергией), сравнить энергетический выход ан-
нигиляции 1 г вещества и ядерного взрыва 1 кг урана.
44. Качественно рассмотреть реакцию Белоусова-Жаботинского и
её трактовку с точки зрения синергетики (интерпретация И. Пригожина).
В чем состоит её значение для постнеклассической науки?
45. В чем состоят основные положения дарвинизма? Какова роль и
место учения Дарвина в современной биологии? Есть ли альтернативные
концепции процесса видообразования в биосфере?
46. В чем состоит смысл понятия энтропии? Привести термодина-
мическую и статистическую трактовки. Каков смысл выражения «стрела
времени»? Какова научная подоплека концепции тепловой смерти Все-
ленной?
47. Описать схематически основные этапы процесса самоорганиза-
ции упорядоченных структур из неравновесного хаотического состояния.
Объяснить значение терминов, характеризующих эти этапы.
48. Что такое космические лучи? Каковы источники их происхож-
дения и состав? Дать краткую историческую справку. Оказывают ли они
влияние на живые организмы биосферы Земли и если да, то какое?
49. Разъяснить положение о связи многообразия живых организмов
с устойчивостью биосферы. Рассмотреть модель «хищник-жертва». Что
такое динамическое равновесие в системе? Как оно поддерживается?
50. Как выглядит современная стандартная модель Большого взры-
ва? Описать основные стадии процесса развития Вселенной и охарактери-
зовать имеющиеся альтернативные модели.
51. Сравнить понятия истины и статистической достоверности. Ка-
кое из них принадлежит сфере науки и почему? В какой форме должен
быть представлен результат, удовлетворяющий критериям научности?
52. Рассмотреть соотношение категорий «энтропия» и «информа-
ция». Объяснить смысл формулы Шеннона. Что такое ценность инфор-
мации и можно ли это качество описать математически? Обосновать от-
вет.
53. Рассмотреть категорию «ноосфера». Дать краткую историче-
скую справку (подход Вернадского и Тейяр де Шардена) и охарактеризо-
вать современное состояние проблемы ноосферы. Полностью ли научно
это понятие?
54. Каковы основные задачи кибернетики и синергетики как науки?
Какие закономерности поведения систем они описывают? Пояснить на
примере саморазвития систем с использованием понятия обратных свя-
зей.
55. Рассмотреть основные положения концепции универсального
эволюционизма. Что такое антропно-космологический принцип и какие
данные лежат в его основе? Можно ли отнести его к чисто научной сфере,
а если да (или нет), то почему?
56. Осветить основные положения и выводы специальной и общей
теории относительности.